Menu
номер горячей линии: 8(39422)-2-17-67
электронная почта: bizness.tuva@mail.ru

Общая информация о проверках

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРОВЕРКАХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Проверка – совокупность проводимых органом Государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

Деятельность органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля по проведению проверок регулируется Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ № 294-Ф).

Действие ФЗ № 294-ФЗ не применяется, в том числе, к действиям государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, финансового контроля и финансово-бюджетного надзора, налогового контроля.

ПРОВЕРКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В 2016- 2018 ГОДАХ

Федеральный закон от 13.07.2015 N 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» принят Федеральным собранием и одобрен Президентом РФ.

Обозначим самые важные изменения:

1. Отменены плановые проверки малых предпринимателей на три календарных года: в период с начала 2016 года до конца 2018 года, однако следует знать, что есть исключения из этого правила:

— проверки остаются в отношении лиц, ведущие деятельность в области здравоохранения, образования и в социальной сфере (конкретный перечень установлен в пункте 9 статьи 9 ФЗ № 294-ФЗ).

— если лицо ранее допускало грубые нарушения КоАП РФ, что было выявлено в ходе предыдущей проверки, и данное лицо было привлечено за такие действия к административной ответственности, либо за иные нарушения лицо было дисквалифицировано или деятельность административно приостановлена (или приостановлена/аннулирована лицензия), и с момента завершения проверки не прошло трех лет- такое лицо снова может быть проверено.

2. Если субъект малого предпринимательства нашел себя в перечне лиц для плановой проверки, в обход моратория – он вправе потребовать от надзорного органа исключить его из ежегодного плана проверок.

3. Проверяющим должностным лицам теперь необходимо разъяснять каждому контролируемому лицу содержание указанных выше положений. При предоставлении подтверждающих документов о том, что юридическое лицо (предприниматель) считается субъектом малого бизнеса, проверка прекращается.

4. Отмена проверок не касается некоторых «стратегически» важных сфер: промышленной безопасности и пожарного надзора, а также безопасности гидротехнических сооружений в отношении субъектов, эксплуатирующих опасные производственные объекты и гидротехнические сооружения 1 или 2 класса опасности; экологического надзора – по объектам, отрицательно влияющим на окружающую среду 1 или 2 категории; радиационной безопасности и использования атомной энергии; в сфере охраны государственной тайны; лицензионного контроля в отношении организаций, управляющих многоквартирными домами; внешнего контроля за аудиторскими организациями. Это логично, поскольку нарушения в данных областях чреваты большими рисками и жертвами.

5. Проведение плановой проверки с нарушениями новых правил считается грубым нарушением требований законодательства, итоги проверки будут являться недействительными.

6. В ФЗ № 294-ФЗ внесено и раскрыто понятие «риск-ориентированного подхода» при организации проверок, внедряемого в целях снижения издержек при проведении проверок – как для проверяющих органов, так и для контролируемых субъектов. Данный подход заключается в отнесении деятельности подконтрольных субъектов к установленным классам опасности (оценка тяжести вероятных негативных последствий нарушения) или категориям риска (оценивается вероятность несоблюдения требований). Правила и критерии распределения устанавливает Правительство РФ. Нормы о риск-ориентированном подходе применяются с 1 января 2018 года.

7. Три года малый бизнес, не попадающий под исключения, может ощущать себя спокойно – всевозможные государственные проверки проводиться не будут. Стоит внимательно изучить новшества – чтобы применить в случае, если с проверкой все же нагрянут.

Кроме того, не следует забывать, что всегда может быть проведена внеплановая проверка – по обращению заинтересованного лица и тогда сослаться на установленный мораторий не получится.

Естественно, что решить попадает под действие данного моратория ваша конкретная проверка крайне непросто порой. Либо определиться, что происходит с проверками пожарного надзора или налоговыми проверками. Либо понять что делать, если несмотря на мораторий к вам приходит проверка. Именно поэтому наиболее полно защиту прав и интересов готовы предоставить специалисты нашей юридической фирмы.

Перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью (утв. постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. N 944)

С изменениями и дополнениями от:

Наименование вида деятельности

Органы, осуществляющие плановые проверки

Периодичность проведения плановой проверки

Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи

органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности

не чаще 1 раза

в год

органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор

не чаще 1 раза

в 2 года

Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи

органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности, и органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор

не чаще 1 раза

в 2 года

Оказание скорой медицинской помощи

органы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности

не чаще 1 раза

в 2 года

Розничная торговля лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств в аптечных учреждениях

органы, осуществляющие лицензирование фармацевтической деятельности

не чаще 1 раза

в год

Оптовая торговля лекарственными средствами

органы, осуществляющие лицензирование 

фармацевтической деятельности

не чаще 1 раза

в 2 года

Дошкольное и начальное общее образование

органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор

не чаще 1 раза

в год

органы, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности

не чаще 1 раза

в 2 года

Основное общее и среднее (полное) общее образование

органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор

не чаще 1 раза

в год

органы, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности

не чаще 1 раза

в 2 года

Деятельность детских лагерей на время каникул

органы, осуществляющие государственный пожарный надзор

1 раз перед началом каникул

органы, осуществляющиегосударственный санитарно-эпидемиологический надзор

1 раз перед началом каникул и далее не чаще 1 раза в смену

Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания

органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор

не чаще 1 раза

в год

органы, осуществляющие государственный надзор

в сфере здравоохранения и социального развития

не чаще 1 раза

в 2 года